НЕДЕЛЯ
- ЭТО 7 ДНЕЙ!
Бывает
так, что в некий временной отрезок жизни может поместиться важная, весомая
часть нашей истории. И эту часть истории память хранит долгие годы. Вот, к
примеру, была у меня в жизни первая неделя на заставе!
Я
- молодой сержантик (младшой), только с учебки. Отбыв свои 10 дней в отряде,
честно отработав вступительный взнос на местном ЖБИ, отправляюсь на «дальнюю»
заставу по имени «Киприда». Настроение не очень, так как будучи отличником в
сержантской школе, я надеялся, что и в Клайпедском отряде меня отправят на
приличную заставу, например в Палангу, где много, много всего…! Однако, я еду
на «Киприду». На заставу, попадание на которую любой отрядовский считал худшим,
что могло случиться с пограничником. И, вот я сижу на складах и участвую в
погрузке отрядовского ЗиЛа, который собирался на проминад по участку отряда с
посещением застав, и на котором мне предстояло ехать! Мой товарищ - Юрка
Дувакин уже был в пути. Ему повезло ехать на отрядовской хлебовозке. Я ж,
закинув «весь_мешок» (именно так называл вещмешок) в кузов, погрузился в
кабину, и мы плавно выехали за ворота отряда. Жалостливо глядя на улицы и дома
Клайпеды, я мысленно прощался с ними…. Наш путь был очень долгим. По дороге мы
посетили практически все заставы участка. И вот проехав 9_ку, наш ЗиЛ упёрся в
паромную переправу.
Мне помогли выгрузиться, снабдив двумя ящиками с
посудой. И сопровождающий майор, сказав, «передай эту посуду прапорщику
Павлову», направил меня на паром.
Я
стою на носу парома (если можно определить, где у него нос) смотрю туда, где
вдалеке видна полоска земли и куда он меня сейчас повезёт. Это Балтийская коса.
Я знаю, что такое коса, но, именно, на этой не бывал никогда. Со стороны
большой земли она выглядит весомой, я б сказал брутальной! С этой мыслью поворачиваюсь
назад и вижу, как на паром въезжает гадко покрашенный солдатский УАЗик с
прикольным сочетанием букв на номере «УХ». Из пассажирской двери высунулся
человек в камуфляже и, подозвав меня, поинтересовался тем, куда я еду? Тогда я,
ещё не привыкший к камуфляжу, не сразу разглядел на погоне незнакомца 4
звёздочки. Когда я доложил, незнакомец представился, как вр.и.о. начальника
ПогЗ Миронов. Той заставы, на которую я и еду. Мы переправились и, съехав с
парома, завернули направо и остановились у заборчика с калиткой. Капитан вышел
из машины и скрылся в калитке. За калиткой был наш пограничный КПП Балтийска
под названием «Альпинистка». Мы остались с водителем наедине. Познакомившись, а
это был мой годок Володька Солдатов, мы поехали в местный магазин. По дороге
Володька вкратце рассказал мне то, куда я попал. И в магазине посоветовал
купить больше сигарет «…ведь ты здесь не скоро окажешься» подшучивал он! Помню,
как сейчас, я купил блок овальных сигарет «Астра» и полблока сигарет
«Столичные». И сигареты там были в прямом смысле, Столичные. Все изготовлены на
московских заводах. Вот что значит военно-морская база рядом. Вернувшись на
«Альпинистку» мы забрали Миронова и поехали на заставу.
Дорога
от посёлка до заставы заняла у нас чуть больше часа. Проехав поселковые
постройки, взлётную полосу с самолётами-крокодилами нос нашего УАЗика уткнулся
в шлагбаум. «Хм…и совсем не далеко от посёлка» подумал я, посчитав, что мы уже
на заставе, но это, всего лишь был КПП ПВОшников. После части ПВО асфальт
кончился, и началась старая немецкая дорога, построенная ещё до войны. Вся эта дорога – сплошной поворот в
какую-либо сторону в сопровождении сплошной неровности. К тому же неудобство в
дороге доставляло то, что рядом со мной на сидении стояли два ящика с посудой,
и я всю дорогу спасал её от гибели. На протяжении всей поездки за окнами
мелькали деревья с белыми ото мха стволами. Иногда казалось, что этой дороге и
этому лесу конца не будет. И вот, затяжная прямая, как финиш, а быть может
старт, очередной поворот и передо мной вырисовывается зданьице с заправкой –
оказалась дизельная, ещё поворотик и вот, колючий забор встаёт перед глазами, а
за ним большущая территория на которой в разных частях видны постройки. Прямо
напротив ворот, на противоположной стороне территории, над лесом и всей
заставой, я замечаю гордо торчащую вышку. «Вот мы и приехали»- сказал капитан,
выходя из машины. Я подумал: «Ничего
себе заставка»! Те заставы, что мы посетили, не слишком то были большими по
территории. Капитан поковырялся у столба системы и достал телефонную трубку.
Что-то рявкнул в неё и, вскорости, откуда-то прибежал пограничник с повязкой и
штык ножом, открыл нам ворота, и мы въехали на территорию. Проехав насквозь,
остановились у дальнего торца здания самой заставы. Капитан убежал, а мы вышли
из машины и закурили. Вот она, застава! «Ты иди, а я машину буду мыть»- сказал
Володька. И куда идти, я от машины-то боюсь отойти.… Всё вокруг неизвестное и в
диковинку. Разглядел крыльцо и направился туда. Меня встретил длинный
прапорщик.
-
Ридегер? - спросил он,
-
Так точно, - ответил я.
-
Где посуда?
-
В машине, товарищ
прапорщик.
-
Понял!
Он отвёл меня в каптёрку, где я оставил свой мешок
и, указав на дверь напротив, сказал: «Иди ужинать».
В
столовой из пяти столов был занят один. В окошке у повара я взял свой ужин и
уселся за ближайший свободный стол. На ужин была картошка пюре и жареная рыба.
Заставчане, за соседнем столом, косясь на меня, над чём-то прикалывались. Один
из них, которого все называли Фаготом, предложил мне банку майонеза. Как потом он
мне рассказал, что не мог смотреть как изголодавший после «Баграта» сержантик,
жадно ел перемороженную рыбу. Вот и решил скрасить мне её вкус майонезом.
СПАСИБО! (Мал золотник…, а помню,
как сейчас!)
За
короткое время пребывания в курилке после ужина я успел рассказать о себе всё.
Главным дознавателем тогда был Лёха Кузьма. И не мудрено. Если хочешь, что-то
узнать, спроси Кузьму! Я потом ещё много раз удивлялся, откуда он владел такой
разносторонней информацией? Там же в курилке я узнал всё о комсоставе... кто,
чем дышит! Худшие отзывы были о старшине заставы, прапорщике Павлове (по
прозвищу Баобаб). Тот самый прапорщик, что встретил меня у крыльца по приезде.
Вверив
оружие и имущество, меня отправили на самый «трудный» участок заставы, «Фирман»
прикрепив к старшему, а за одно главному моему наставнику Мише Тихомирову.
«Фирман» - это наш дальний Пост Технического Наблюдения. Он находился в 20
километрах от заставы. Как говорил наш начальник заставы, Валерий Константинович:
«Это наша дача»! Миша Тихомиров был главным на «Фирмане» по станциям, но ему, вскорости,
полагалось идти на дембель, и требовалась смена. Я стал его приемником. В той
короткой командировке на дальний пост, а закидывали нас туда на 4 дня, я и
почувствовал службу. Я увидел реальный охраняемый участок через линзу станции,
а потом сравнил его с видом с вышки. Завершением первого знакомства с
«Фирманом» стал дозор до посёлка. 7 километров в один конец. Старшим наряда
«Дозор», да и поста в целом был прапорщик Гена Исаков. Мой первый дозор – это круто!
Ещё это было вдвойне круто, потому как мы дошли до посёлка за 40 минут! Вернее
это был полу бег…. В те дни я был в эйфории и поэтому совсем не уловил число на
календаре. А это было 28 мая 1989 года. И мы торопились в посёлок потому, что в
это время, когда мы подходили к «Альпинистке» на пароме к нам на косу
переправлялись школьницы и школьники (но, школьницы поинтереснее будут) – наши
шефы. Они ехали поздравить нас с праздником. В тот день мне очень повезло, ведь
помимо дозора, я ещё и впервые попал на заставское отмечание этого ПРАЗДНИКА!
На нашей шишиге мы ехали обратно на заставу, минуя «Фирман». Я сидел у заднего
борта и всю дорогу нервно курил.
А школьницы постоянно мне задавали какие-то
вопросы. А я и не знал, как на них отвечать! Ощущал себя чайником, который
только что с учебки, а в их глазах, наверное, казался бравым погранцом, да ещё
и вооружённым! Это был действительно, праздник. Культурная программа того дня,
это концерт на свежем воздухе. Напротив крыльца, возле стелы расположили
стулья. И поочерёдно, то шефы, то наши пограничники показывали номера. Но
служба, есть служба. А посему одни наряды возвращались из леса, а другие,
наоборот, уходили туда. Эта круговерть сильно интересовала шефов. А мы, видя
это, гордились! И та неловкая пауза, когда очередной наряд, вооружившись, выйдя
с заставы, направился в лес, и та ключевая фраза, сломавшая все барьеры
неловкости, кинутая вслед этому уходящему на «Сушку» наряду – «Счастливой
охоты»! Всё в тот замечательный день гармонировало!
После
возвращения с «Фирмана» на заставу, в полной мере, начались пограничные будни.
И
вот мой первый заставской наряд... моё первое ЧГ. Дозорная тропа, вторая линия,
урез и «Сушка»… Возвращаемся в 5:00, завтракаем и в койку... И тут произошло
моё первое серьёзное знакомство со старшиной заставы. Не прошло часа, меня
будит дежурный Шура Бояринов со словами "тебя Баобаб зовёт". Я не
понимая, что за шутка, чуть не посылаю... мол, у меня сон по распорядку. А он
говорит, что «малышка Бао ждать не любит!». Выхожу в коридор в форме одежды
№1,5 («трусы и каска») Слышу команду "иди за мной" и следую за
Баобабом. Он выводит меня на улицу и начинает рассказывать где, чем, что и как
надо убрать... Я пытаюсь ему сказать, что только из наряда, но он меня не
слышит…. Я ему говорю, что у меня сон по распорядку, а он, переходя на
повышенные тона, рассказывает мне о моих обязанностях в период ХЗРа! На что у
меня срабатывает типичная правдолюбивая реакция, и я тоже перехожу на
повышенные тона! А в ответ слышу "...я тебе башку об асфальт разобью!"
Такого я не ожидал! Я стоял у крыльца раскрыв рот и, провожая взглядом
уходящего за угол кухни Бао, понимал, кто в доме хозяин! В те дни много чего
было впервые и первое разочарование, тоже было…. Ну что ж…бывает! В последствии, в глобальном понимании, вся заставская служба заключалась в таких трёх вещах, как:
- Наряды под присмотром руководства,
- ХЗРы под контролем Баобаба
- Корки, в свободное от обязанностей время, какие у кого получатся!
И
всё ж в памяти хорошего всегда больше, особенно, если сверху смотреть на отмеренный путь
(с). Тем более что
сама служба уникальна, места службы редкостные, а друзья по службе навсегда!!!
Наверное, поэтому мы до сих пор переживаем, те моменты и испытываем ностальгию
по прошедшим временам. Потому и собрались все здесь, на сайте. И, уже не раз встречались друг с другом. И, ещё не раз будем встречаться. Потому, как есть нам, что вспомнить из своей "зелёной" юности. И поэтому, мы до сих пор храним свои зелёные фуражки! С гордостью надеваем их в наш праздник. И каждый из наших домашних знает, что это такое – зелёная фуражка!
Вот
они, первые семь дней….
Сержант
«Кальтер» - Дмитрий Ридегер.